По статистическим данным в Кемеровской области-Кузбасс, в последние годы происходит увеличение числа детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ). Увеличение числа детей с ограниченными возможностями в школах, образование которых организовано совместно с детьми, не имеющими нарушений развития, ставит перед образованием задачи для формирования безбарьерной среды и поиска современных образовательных технологий. В МБОУ СОШ № 26 одним из важных направлений в реализации модели инклюзивного образования, является организация работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности. В настоящее время считается, что наиболее оптимальной формой работы с такими детьми является инклюзивное образование. Актуальность инклюзивного образования многократно подтверждена социальным запросом и государственной политикой. Инклюзивное образование детей с особыми потребностями заключается в том, что дети получают возможность обучаться в обычных общеобразовательных учреждениях вместе со здоровыми сверстниками, развиваться в соответствии со своими возможностями, получить возможность участия в жизни общества.
Модель инклюзивного образования МБОУ СОШ № 26 в области обучения детей с ОВЗ, представляет собой совокупность принципов, норм, функциональных структур, последовательных этапов деятельности, организационных условий и механизмов, обеспечивающих создание инклюзивной образовательной среды, реализацию целей и задач инклюзивного образования в условиях образовательного учреждения (далее – МБОУ СОШ № 26).
Нормативными основами для разработки Модели являются:
Школьная Модель развития инклюзивного образования предназначена для соблюдения прав детей с ОВЗ, развития межведомственного взаимодействия, формирование доступного образования для всех участников образовательной деятельности.
При реализации модели нами предстоит решить проблему организации педагогической поддержки и социализации детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы, удовлетворяющее их потребности. Нам важно, чтобы дети с ОВЗ могли максимально адаптироваться в социуме, могли реализовать себя в обществе, стать полноценными его членами. Мы стараемся сформировать такое образовательное пространство, в котором любой ребенок может быть включен в образовательную и социальную жизнь школы, что позволит ему добиваться успехов, осуществлять безопасность и свою значимость в коллективе сверстников.
Основная цель Модели инклюзивного образования школы – анализ и систематизация организационно-управленческих, психолого-педагогических условий, кадровых и финансовых ресурсов, обеспечивающих создание инклюзивной образовательной среды, достижение целей и задач инклюзивного образования в МБОУ СОШ № 26.
Категории детей с ОВЗ, обучающихся в МБОУ СОШ № 26
Категории детей с ОВЗ | На 1 сентября 2021-2022 уч.г. | На 1 сентября 2022-2023уч.г. | На1 сентября 2023-2024 уч.г | |
---|---|---|---|---|
обучающиеся с нарушением слуха | 0 | 0 | 0 | |
обучающиеся с т нарушением зрения | 1 | 1 | 0 | |
обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи | 2 | 2 | 2 | |
обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата | 7 | 7 | 7 | |
обучающиеся с РАС | 1 | 1 | 1 | |
обучающиеся с задержкой психического развития | 76 | 89 | 93 |
Наличие кадров
кадры | На 1 сентября 2021-2022 уч.г. | На 1 сентября 2022-2023уч.г. | На 1 сентября 2023-2024 уч.г |
---|---|---|---|
учителя начальных классов | 4 (3 – обучены на курсах ИПК по инклюзивному направлению) | 4 (1 – обучена на курсах ИПК по инклюзивному направлению) | 4 |
учителя предметники | 33 | 33 | 33 |
учитель-логопед | 0 | 1 (обучен на курсах ИПК по инклюзивному направлению) | 1 |
педагог-психолог | 1 (обучена на курсах ПК по инклюзивному направлению) | 1 | 1 |
социальный педагог | 1 | 1 | 1 |
Нормативно-правовая база
Вопросы обеспечения жизнедеятельности детей с ОВЗ определены в законодательных актах Российской Федерации, нормативных локальных актах, разработаны программы АООП НОО для ТНР, НОДА, ЗПР, РАС, УО в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ, на основе примерных АООП, НОО, ООО.
На 1 сентября 2021-2022 уч.г. | На 1 сентября 2022-2023уч.г. | На 1 сентября 2023-2024 уч.г | |
---|---|---|---|
Вовлеченность детей с ОВЗ во внеурочную деятельность, дополнительное образование | -разработаны анкеты по выбору внеурочной деятельности на каждую параллель. - введены занятия для всех учащихся школы во внеупрочное время: «Добрые дела моего класса», Социально-полезные* практики. - реализуется проект «Тропа здоровья» | -разработаны анкеты по выбору внеурочной деятельности на каждую параллель. - введены занятия для всех учащихся школы во внеупрочное время: «Добрые дела моего класса», Занимательная физкультура, Социально-полезные* практики. - «Школа навыков жизни» - реализуется проект «Тропа здоровья» | -разработаны анкеты по выбору внеурочной деятельности на каждую параллель. - введены занятия для всех учащихся школы во внеупрочное время: «Добрые дела моего класса», Занимательная физкультура, Социально-полезные* практики. - «Школа навыков жизни» - реализуется проект «Юный пограничник» |
Деятельность ПП(к) | Укомплектованность специалистами не в полном объеме, нет логопеда. | Укомплектованность специалистами в полном объеме. -Взаимодействие с центральной ПМПК | Укомплектованность специалистами в полном объеме. -Взаимодействие с ЦПМПК |
Материально-техническое оснащение | - составлен и утвержден паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры, - 100% обеспеченность учебниками. - кабинеты оснащены интерактивным оборудованием с выходом в интернет. - ресурсные зоны: спортивная зона для занятий ЛФК, комната психологической разгрузки, библиотека, игровые зоны для проведения перемен, кабинет логопеда. | - составлен и утвержден паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры. - 100% обеспеченность учебниками. - кабинеты оснащены интерактивным оборудованием с выходом в интернет. - ресурсные зоны: спортивная зона для занятий ЛФК, комната психологической разгрузки, библиотека, игровые зоны для проведения перемен, кабинет логопеда. | - составлен и утвержден паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры. - 100% обеспеченность учебниками. - кабинеты оснащены интерактивным оборудованием с выходом в интернет. - ресурсные зоны: спортивная зона для занятий ЛФК, комната психологической разгрузки, библиотека, игровые зоны для проведения перемен, кабинет логопеда. |
Школьный сайт | - адаптирован для слабовидящих - имеется раздел «Инклюзивное образование» | - адаптирован для слабовидящих - имеется раздел «Инклюзивное образование» | - адаптирован для слабовидящих - имеется раздел «Инклюзивное образование» |
Инструктажи педагогического коллектива по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи | В наличии | В наличии | В наличии |
Взаимодействие с общественными и родительскими организациями | Налажено сотрудничество с; Краеведческим музеем, «Центр моделирования «Меридиан». Благотворительный фонд «Принести пользу» | Налажено сотрудничество с : «Краеведческий музей», объединённая компания РУСАЛ, «Центр моделирования «Меридиан». Благотворительный фонд «Принести пользу» | Налажено сотрудничество с; Краеведческим музеем, объединённая компания РУСАЛ, «Центр моделирования «Меридиан». Благотворительный фонд «Принести пользу» |
Реализация Модели инклюзивного образования позволит:
1. Своевременно обновлять нормативно-правовое обеспечение Модели инклюзивного образования.
2. Продолжать создавать адаптивную образовательную среду для детей с ОВЗ, в том числе с инвалидностью, в условиях массовой школы для получения доступного качественного образования.
3. Расширить спектр детей с ОВЗ, в том числе с инвалидностью, формами дополнительного образования, соответствующими их физическому статусу.
4. Расширить партнёрство с муниципальными, государственными и общественными организациями.
Модель включает компоненты: целевой, структурно-функциональный, содержательно-технологический, управленческий, рефлексивно-оценочный.
Целью Модели инклюзивного образования является анализ и систематизация организационно-управленческих, психолого-педагогических условий, кадровых и финансовых ресурсов, обеспечивающих создание инклюзивной образовательной среды, достижение целей и задач инклюзивного образования в МБОУ СОШ № 26.
Задачи:
1. Продолжить формирование комфортных условий для детей с ОВЗ для успешной социализации и включения их в учебную, общественную и досуговую деятельность со сверстниками.
2. Разработать индивидуальные образовательные маршруты на основе адаптированных программ.
3. Обеспечить участие всех детей с ОВЗ в работе кружков, секций, клубов по интересам.
4. Разработать систему психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и родителям (законным представителям).
5. Выстроить социальное партнерство с организациями и учреждениями, защищающими права людей с ОВЗ, здравоохранения, культуры и спорта, другими образовательными организациями.
6.. Создать условия для методического сопровождения процесса обучения обучающихся с ОВЗ.
7. Улучшить комфортные условия пребывания детей с ОВЗ в образовательной организации.
8. Организовать мониторинг результатов реализации Модели инклюзивного образования.
Выявленные особенности инклюзивной практики послужили основанием для разработки структурно-функциональной модели инклюзивного образования, в рамках которой представлено инфраструктурное взаимодействие МБОУ СОШ № 26 с другими ведомствами и организациями.
Совместная работа предполагает создание более благоприятных условий для социальной адаптации детей с ОВЗ. Социальное партнерство является сегодня одним из базовых принципов развития инклюзивного образования. Именно оно определяет активное участие в развитии инклюзивного образования общественных родительских и иных организаций, педагогического сообщества района.
В ресурсном обеспечении организации инклюзивного образования в школе, в реализации модели и корректировки результата предполагается участие: ЦПМПК, Краеведческого музея, родительской общественности.
Роль МБОУ СОШ № 26 заключается в координации деятельности по реализации модели; в проведении сбора и анализа информации по вопросам организации инклюзивного образования; инициирование и организации проведения мероприятий, направленных на формирование культуры принятия особого ребенка и толерантного отношения к нему; в проведении анализа и мониторинга результатов внедрения модели.
ЦПМПК предназначена осуществлять проведение обследование детей в целях своевременного выявления особенностей в физическом и психическом развитии детей; готовить по результатам обследования заключения и рекомендации с указанием специальных условий, которые необходимы по оказанию обучающимся с ОВЗ психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.
Предполагается отвести большую роль родительской общественности в решении задачи толерантного отношения социума к детям с ОВЗ, оказание помощи в проведении школьных мероприятий.
2) воспитательный (кружки, секции, мероприятия)
3) специалисты (учитель-логопед, педагог-психолог, тьютор)
4) профилактика
Управление инклюзивным образованием регламентировано нормативными документами, нормативными документами федерального, регионального, муниципального уровней и нормативными локальными актами. Компонент управления развитием инклюзивным образованием представлен следующими группами функций и соответствующими им управленческими действиями:
Анализ, целеполагание и планирование деятельности
- системный анализ состояния проблемы на уровне МБОУ СОШ № 26;
- разработка Модели и дорожной карты по ее реализации.
Организация, координация деятельности
- разработка нормативно-правовых документов на уровне МБОУ СОШ № 26;
- организация оценки образовательной среды в МБОУ СОШ № 26 на предмет ее соответствия требованиям инклюзивного образования;
- проведение семинаров, совещаний (в т.ч. с участием других ведомств);
- работа по наращиванию связей МБОУ СОШ № 26 с медицинскими учреждениями, учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, образовательными учреждениями.
Методическое сопровождение, мотивация, руководство кадрами
- анализ потребностей МБОУ СОШ № 26 в педагогических работниках и специалистах для работы с детьми с ОВЗ и инвалидностью;
- разработка планов по повышению квалификации педагогических работников и специалистов.
Мониторинг и контроль
- проведение диагностических и мониторинговых мероприятий.
Необходимым организационным условием инклюзивного образования является проведение мониторинговых исследований. Полученные результаты позволят обеспечить комплексную оценку проводимой работы, выявлять и своевременно решать возникающие проблемы. В качестве приоритетных критериев для оценки результативности деятельности по созданию инклюзивной образовательной среды в организации выделяются следующие планируемые результаты.
Ожидаемые результаты | Измерители, показатели |
---|---|
Повышение мотивации и качества успеваемости обучающихся с ОВЗ | Мониторинг учебных достижений обучающихся с ОВЗ, стабилизация или рост их образовательных результатов (в папке классного руководителя) |
100% включенность детей с ОВЗ в дополнительное образование | Проектная деятельность, участие в социальных проектах и социально значимой деятельности, участие в творческих конкурсах. (в папке классного руководителя) |
100% участие детей с ОВЗ в общешкольных мероприятиях, мероприятиях, организованных социальными партнерами | Мониторинг участия детей с ОВЗ в общешкольных мероприятиях, мероприятиях, организованных социальными партнерами. (в папке классного руководителя) |
Участие не менее 50% детей с ОВЗ в различных конкурсах, мероприятиях творческой и спортивной направленности | Мониторинг участия детей с ОВЗ в конкурсах, мероприятиях (в папке классного руководителя) |
Создание адаптивной образовательной среды для детей с ОВЗ, в том числе с инвалидностью, в условиях массовой школы для получения доступного качественного образования | Создание индивидуальных адаптированных программ для детей с ОВЗ и детей – инвалидов. |
Совершенствование системы профориентации и предпрофессиональной подготовки детей с ОВЗ | Применение комплексного подхода к реализации трудового обучения, мониторинг приобретения детьми с ОВЗ навыков самообслуживания. |
Развитие методического обеспечения педагогической деятельностью | Методические разработки; электронная база методических рекомендаций для учителя-логопеда, педагога-психолога, педагогов дополнительного образования по сопровождению детей с ОВЗ. ( Индивидуальные листы с рекомендациями по детям с ОВЗ) |
Устойчивый рост профессиональной компетентности педагогов по комплексному применению современных образовательных технологий по сопровождению детей с ОВЗ | Курсовая подготовка, семинары, круглые столы по проблемам детей с ОВЗ, открытые уроки, мастер-классы, обобщение опыта работы. |
Создание доступной (безбарьерной) среды | Совершенствование доступности объекта и услуг образования для детей инвалидов и лиц с инвалидностью. |
Участие родителей (законных представителей) обучающихся с ОВЗ в реализации инклюзивной образовательной деятельности | Работа в коллегиальных органах управления, родительских объединениях; волонтерских акциях, социальных проектах. |
Становление имиджа образовательного учреждения в практике работы с детьми с ОВЗ | Мониторинг комфортности образовательной среды образовательного учреждения; информация на школьном сайте; наличие в школе специальной литературы; совместные мероприятия образовательного учреждения и социальных партнёров. |
Обобщение и распространение позитивных результатов инклюзивной практики организации | Информация на школьном сайте, публикации в СМИ, выступления на образовательных площадках района, города. |